Кто является работодателем для руководителя муниципальной школы?

Содержание

Для работников образования работодателем является

Кто является работодателем для руководителя муниципальной школы?

Кто является работодателем для учителя муниципальной общеобразовательной школы: глава администрации муниципального образования или начальник управления образования?

Никто из перечисленных. работодателем будет юридическое лицо, скорее всего школа, если у нее имеется такой статус. А перечисленные лица — всего лишь руководители органа местного самоуправления и, скорее всего, структурного подразделения такого органа местного самоуправления. Они не могут являться работодателями, только представителями работодателя, в отношении лиц, работающих в этих органах.

Свои функции руководитель образовательного учреждения обретает в тот момент, когда приказом органа управления образованием он назначен на должность и с ним заключается трудовой договор. Именно с особенностями этого документа читателей «Управления школой» знакомит Елена Леонидовна БОЛОТОВА, д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО и профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ

Существует некое расхождение в понимании того, кто является работодателем для руководителя образовательного учреждения. Есть две правовые позиции. По одной, работодатель – школа, так как там директор осуществляет свою трудовую деятельность. По другой – в этой роли выступает собственник имущества, учредитель ОУ, то есть тот, кто предоставляет директору работу, обеспечивает условия труда и гарантирует регулярную выплату заработной платы.

По моему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Так, согласно ст. 56, работодатель заключает с работником трудовой договор, обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда и в полном размере выплачивать зарплату. Этой процедуре в соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об образовании» может предшествовать решение органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, о назначении работника на должность руководителя ОУ.

Если, например, директора назначает орган местного самоуправления, руководящий образованием, и соблюдает все свои вышеперечисленные обязанности, он и выступает работодателем. Следовательно, у него же хранятся личное дело, трудовая книжка и другие кадровые документы новоиспеченного управленца.

Но если учредительным договором или уставом ОУ предусмотрена процедура избрания руководителя трудовым коллективом, то работодатель – непосредственно образовательное учреждение. В этом случае миссия по оформлению трудового договора будет ложиться на школу.

(Кстати, в работодатели для рядовых педагогических работников ошибочно определяют директора. Подобное заблуждение встречается в некоторых источниках. Согласно ст. 20 ТК РФ, для педагогов это – организация (юридическое лицо). В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Однако законодательство об образовании не наделяет руководителя таким статусом. Учредитель ОУ поручает директору от лица учредителя заключать договор со всеми работниками. При этом личные дела сотрудников ОУ хранятся в самой школе.)

Анализ законодательства в сфере образования позволяет выделить основания предоставлять право на осуществление руководящей деятельности.

Работник должен быть дееспособным, аттестованным на первую либо высшую квалификационную категорию; обязан пройти профессиональную подготовку по должности директора образовательного учреждения и иметь стаж педагогической или руководящей работы не менее 5-ти лет.

А в том случае если он захочет учительствовать в своей же школе, то, исходя из п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ему требуется обладать профессионально-педагогической квалификацией учителя (преподавателя).

НА ЗАМЕТКУ

По ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Его должность упоминается в «Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности». Данный перечень приводится в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 г. № 85.

Важно помнить, что заключение договора о полной материальной ответственности в дополнение к трудовому договору является существенным условием трудовой деятельности, о котором работодатель обязан предупредить работника заранее.

Трудовой договор с директором – это соглашение между собственником имущества или уполномоченным органом организации и руководителем, в соответствии с которым человек обязуется добросовестно и разумно руководить организацией, а также осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, учредительными документами и трудовым договором к его компетенции.

Для собственника имущества главное – предусмотреть условия труда руководителя. К ним относятся:

– оплата; – режим ненормированного рабочего дня; – предоставление отдыха; – возможность работать по совместительству как внутри организации, так и во внешних структурах; – материальная ответственность руководителя;

– и др.

Чем отличается трудовой договор руководителя организации от такого же документа у рядовых работников?

Несмотря на то что с работником он бывает и заключенным на неопределенный период, и срочным, у большинства директоров школ Российской Федерации договоры срочные. В таком виде они удобны учредителю. В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный договор заключается максимально на пять лет. Минимальный срок может устанавливаться учредительными документами образовательного учреждения.

Встречаются случаи, когда органы местного самоуправления заключали с директором школы трудовой договор всего на полгода. Не знаю, для чего так делается, но, с точки зрения организации учебного процесса, это нелогично.

Читайте также  Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы

В трудовом договоре директора вполне законно упоминание об испытании при приеме на работу. Сегодня такое условие договора встречается повсеместно, в том числе у руководителей (государственных и негосударственных ОУ).

При обсуждении этого аспекта важно помнить:

– условие об испытании должно быть зафиксировано в тексте договора; – не допускается как устное, так и письменное (в форме приказа) изменение срока длительности испытания; – продолжительность испытательного срока устанавливается в календарных днях; – срок испытания продлевается на то количество дней, которое работник пропустил по уважительной причине (болезнь, отпуск без сохранения заработной платы); – испытание для работников не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций (и их заместителей), главных бухгалтеров (и заместителей) – шести месяцев;

– трудовым законодательством определены категории, на которые не распространяется испытание при приеме на работу (см. ст. 70 ТК РФ).

Руководителю образовательного учреждения следует помнить, что, согласно ст. 71, при неудовлетворительном результате испытания работодателю разрешается расторгнуть трудовой договор с работником до истечения срока, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя сотрудник имеет право обжаловать в суде.

КСТАТИ…

Кто такой руководитель организации?

Определение дано в ст. 273 Трудового кодекса. Это универсальная правовая категория и поэтому применяется для любых организаций.

Под «руководителем» понимается «физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Читать дальше:  Дата принятия решения арбитражного суда считается

Вся ответственность за деятельность юридического лица возлагается именно на этого человека. Какую бы функцию ни выполняло образовательное учреждение, какие бы к нему ни предъявляли претензии, руководитель ОУ будет отвечать за все, что делается внутри школы.

Должность руководителя долгое время не находила конкретных правовых форм и определений в трудовом законодательстве страны. С 2001 г. – времени вступления в силу Трудового кодекса – правовой статус этого специального субъекта трудовых правоотношений не только получил четкую характеристику, но и регулярно уточняется и дополняется. Однако в сфере образования все-таки остаются «белые пятна». Они связаны с процедурами расторжения правовых отношений и предъявлением видов ответственности, применяемых к директору ОУ.

Изменение условий трудового договора, определенных сторонами, возможно только с согласия работника. Поэтому вопросы о заработной плате директора школы, его занятости, периоде отпуска не могут быть изменены в одностороннем порядке – это всегда соглашение между работодателем и работником.

Уведомление об изменении работодатель обязан направить работнику не менее чем за два месяца. Это условие особенно важно соблюдать, если такие изменения необходимо внести по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок поведения работника и работодателя в этом случае определяется ст. 74 ТК РФ.

Процитируем эту статью: «Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ».

К слову, когда работник понимает, чем вызваны новшества, конфликта обычно не случается.

Трудовой кодекс РФ содержит общие и дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

Общие – преимущественно сосредоточены в ст. 77 ТК РФ. При расторжении трудовых отношений с работником работодатель пользуется ею чаще всего.

Какие из них относятся к директору школы?

Смена собственника имущества. На обычного работника это никак не влияет, но на руководителя – однозначно: как только меняется собственник, с директором и главным бухгалтером расторгают трудовые отношения. Предупреждение о том, что управленец подлежит увольнению, объявляется директору не менее чем за один месяц до момента расторжения трудового соглашения.

Принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества и неправомерное его использование. К сожалению, встречаются ситуации, когда директор школы за неимением ставки системного администратора волевым решением заставляет учителя информатики заниматься оборудованием компьютерного класса. Педагог, проведя в данном помещении значительное количество уроков, потом остается чинить вышедшую из строя технику или восстанавливать испорченное программное обеспечение. В результате такой перегрузки работник может по неосторожности причинить вред имуществу.

Читайте также  Функции руководителя отдела кадров

А ведь он как подневольное лицо выполнял распоряжение «сверху», хотя не хотел этого и обращал внимание руководителя на то, что нужен системный администратор или другой специалист, который следил бы за техникой.

То есть необоснованное управленческое решение повлекло нанесение вреда образовательному учреждению.

Я сгущаю краски, но смысл в этом.

Однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. С точки зрения руководителя органа управления, это неисполнение приказа вышестоящих управленческих органов, неподчинение, отказ от участия в чем-либо.

Неприятная лазейка, надо сказать.

И стоит упомянуть о п. 13 ст. 81 ТК РФ, чтобы руководитель при подписании трудового договора обязательно отследил, нет ли упоминания об основании к увольнению. Законодатель не раскрывает содержание этого вопроса, он ссылается на текст договора. Очевидно, органы, назначающие руководителя учреждения, могут предусмотреть такое основание для увольнения директора школы, которое в самом Трудовом кодексе Российской Федерации не предусмотрено.

Не следует забывать и о дополнительныхоснованиях. К примеру, согласно ст. 278 ТК РФ, с руководителем могут быть прекращены трудовые отношения в случае банкротства организации. Это касается автономных учреждений или частных ОУ.

Источник: https://kalibr20.ru/urkons/dlja-rabotnikov-obrazovanija-rabotodatelem/

За что могут уволить директора школы. Право и бесправие

Не будем долго ходить вокруг да около: директора, как и любого начальника, могут уволить без объяснения причин («несоблюдение трудового договора»).

Дополнительные условия для увольнения директора школы устанавливаются ее учредителем, который вправе вносить в трудовой договор специальные требования в соответствии с нормами закона и целями школы, — вне зависимости, частная школа или государственная.

Основания для увольнения директора государственной школы шире и жестче, что связано с исполнением ею государственных гарантий, установленных законодательством, по обеспечению всеобщего бесплатного начального, основного и среднего образования.

Анализ содержания уставов школ из нескольких городов разных регионов России (Москва, Череповец, Калининград, Волгоград, Севастополь и др.) позволяет сделать вывод о том, что учредители государственных школ по-разному видят обязанности и ответственность директора.

Однако только московскими типовыми уставами государственных школ закреплены условия, неисполнение которых директором устанавливается учредителем как грубое нарушение, однократный факт которого приводит к расторжению договора с директором (в соответствии с положениями устава).

Часть таких условий закреплена в законе, а часть внесена учредителем по собственной инициативе, которая обоснована, как покажет дальнейший анализ, необходимостью защиты государственных гарантий в области образования.

Между тем именно эти условия, по большому счету, и являются обычно камнем преткновения интересов участников образовательных отношений, в связи с чем интересно проанализировать и попробовать дать правовую оценку таким условиям на примере требований к директору учредителя государственных школ города Москвы.

Так, для директора государственной школы недопустимыми являются грубые нарушения его трудовых обязанностей, такие как:

  • неисполнение возложенных на директора школы Уставом, трудовым договором обязанностей, которые повлекли причинение вреда здоровью детей или работников;
  • несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом и денежными средствами Учреждения, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы;
  • невыполнение государственного задания;
  • невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых она создана;
  • неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в размере, определяемом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в соответствии с утвержденными городскими нормативами;
  • превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности школы, размер которого устанавливается правовым актом Работодателя;
  • осуществление школой деятельности без оформления лицензии, а также принятия лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • лишение учреждения государственной аккредитации;
  • отсутствие обеспечения или ненадлежащее обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний).

Уйти, чтобы вернуться. Другой конец истории

По смыслу Закона «Об образовании» (гл. 5) и Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», директор школы при отсутствии педагогической нагрузки не является педагогическим работником.

Однако в случае, если директор преподает, он является также и педагогическим работником, и нарушения, допущенные им в педагогической работе, также являются основанием для его увольнения в соответствии со ст. 336 Трудового кодекса РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава школы; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Однако эти основания предмет не для нашего исследования.

Коротко только могу заметить, что в принципе расторжение трудового договора даже с директором школы для последнего отнюдь не приговор и зачастую успешно оспаривается в суде.

Так, по одному из дел об увольнении, увольнение на дату приказа фактически не состоялось. Дело в том, что этим приказом был прекращен трудовой договор, фактически являющийся дополнительным соглашением к основному трудовому договору, в связи с чем приказ об увольнении был отменен, а уволенный работник восстановлен в штате. По другому делу директор отозвал свое заявление «по собственному желанию» до окончания двухнедельного срока предупреждения, а назначение нового директора не наступило. В итоге он был восстановлен на работе со всеми причитающимися ему компенсациями.

Ты в ответе за все, ты — директор

Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Читайте также  Что такое дисквалификация руководителя предприятия?

Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.

Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.

2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.

должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

  1. Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ;
  2. СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/za-chto-mogut-uvolit-direktora-shkoly-pravo-i-bespravie/

Директор школы: в чем его обязанности?

Директор школы – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации. Директор школы – это ответственная и серьезная профессия, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель.

О профессии «директор школы»

Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.

Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.

Профессиональные обязанности директора

Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:

  • руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;

  • организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;

  • утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;

  • создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);

  • обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;

  • прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);

  • руководство педагогическим советом;

  • поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;

  • общение с родителями;

  • подготовка отчетов и т.д.

Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.

Как стать директором школы

Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.

Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет, и пройти курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.

Личностные качества директора школы

Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:

  • обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;

  • знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;

  • владеть грамотной устной и письменной речью;

  • иметь развитые коммуникативные способности;

  • быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.

Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.

Как найти работу директором школы

Чтобы получить работу директора школы, требуется грамотно оформить резюме и откликаться на вакансии. При этом требуется позиционировать себя, как опытного работника, способного справиться с новой должностью. При рассмотрении резюме работодатели обращают внимание на педагогический опыт, образование, участие кандидата в конференциях, на пройденные курсы повышения квалификации и т.д.

Сколько получает директор школы?

Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • высокая заработная плата;

  • длительный летний отпуск;

  • комфортные условия труда.

Среди минусов профессии можно выделить следующие:

  • большая ответственность;

  • сильная загруженность в течение рабочего дня;

  • решение часто возникающих конфликтных ситуаций;

  • подготовка отчетов для руководства.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/direktor-shkoly